Незабаром вийде нова книжка автора популярних православних оповідань

Субота, 03.10.2020 08:46

«ЗАКХЕЙ» — таку назву має нова книга нашого місцевого автора православних оповідань, які вже завоювали широку популярність серед читачів, котрі цікавляться питаннями віри, християнського благочестя, церковного життя. Цього разу автор пропонує сучасну інтерпретацію відомої євангельської історії про митаря Закхея. В основі цієї захоплюючої повісті – непроста тема спокуси багатством, споживою, розкішшю, славою, вміння не заразитися цими пороками, встояти перед багатьма спокусами, які так чи інакше пов’язані з прагненням матеріально збагатитися. Як і всі попередні книжки автора: «Самарянка», «Поцілунок Ангела», «Грішниця», «Ангеліна» та інші — нова повість вирізняється гострим пригодницьким сюжетом і дохідливим стилем.

Книжка готується до друку і має вийти до читачів вже незабаром. Пропонуємо одну з її глав.

***

…Сколько Павлику тогда было? Годиков пять, не больше. Он убежал на речку с соседскими мальчишками, а Ваня послушно собрался с бабушкой в церковь. Наверное, за неделю до того памятного похода туда она восторженно говорила внукам, что поведет их на «царскую» службу. Те поняли ее слова буквально:

— К нам царь приедет?

Бабушка не стала обманывать, но и объяснить доходчиво сразу тоже не могла:

— Да, родненькие! Не настоящий, но почти царь.

Ждали же приезда архиерея: старенького, немощного владыку Максима, который всегда приезжал сюда на престольный праздник святого пророка Ильи. Для местного духовенства и для прихожан это событие было большим утешением и радостью. Такая служба всегда отличается торжественностью, особой атмосферой чего-то очень возвышенного, не так, как в обычные дни. Съезжаются много священников, архиерейский хор, басистый протодьякон Илларион, который неотступно служил с владыкой еще с тех времен, когда тот был еще молодым игуменом монастыря. Так было и на этот раз: торжественная встреча, пышная служба. А потом начался крестный ход: тоже под стройное многоголосное пение, под перезвон колоколов. Владыка вышел из главного входа в храм в окружении сонма священников, за ними шли радостные прихожане, над их головами развевались церковные хоругви, сверкали кресты, а впереди всего этого великолепия несли образ святого пророка Ильи.

Но Ваня всего этого великолепия и торжества почти не видел. Бабушка Поля то и дело трогала его:

— Глянь, Ванечка, глянь скорее!

А куда глядеть? На спины людей, которые плотной спиной толпились вокруг и загораживали все, что происходило в храме и наружи? Ване было неинтересно и скучно. В глубине души он жалел, что не побежал вместе с Павликом, когда тот его звал на речку. Все-таки хотелось посмотреть на живого «царя» и на его службу. А когда из церкви все вышли с крестным ходом на церковный двор, ему вовсе стало обидно. Но тут его словно осенило: он решил взобраться на старый раскидистый каштан, где любили отдыхать прихожане, укрываясь в тени дерева на лавочках. Он и раньше карабкался на это дерево, но всякий раз бабушка останавливала его и просила не шалить: все-таки это был не собственный двор, а церковный. Но тут бабушка была настолько увлечена всем происходящим, что она отвлеклась от внука. И тогда Ваня решил не упустить шанс тоже на все посмотреть — и ловко забрался на дерево, примостившись прямо над головами шествия. Заметив, что внука рядом нет, бабушка всполошилась и начала оглядываться по сторонам: туда, сюда — тот как сквозь землю провалился. Нигде нет. А народу море, не протолкнуться. Она не на шутку перепугалась.

И вдруг произошло то, чего никто не ожидал: ни бабушка Полина, ни священники, ни многочисленные прихожане. Владыка Максим неожиданно остановился, посмотрел куда-то наверх и весело позвал:

— Закхей, сойди скорее, иди сюда!

Никто не понял, к кому архиерей обращается. А тот повторил еще громче, потому что рядом пел хор:

— Закхей, иди скорее сюда! Спускайся!

И поманил кому-то своим архиерейским жезлом со сверкающим набалдашником. И только теперь все увидели маленького мальчика, который сидел на ветке каштана и восторженными глазами наблюдал за процессией крестного хода. Это был Ваня. Пока бабушка помогла ему слезть, владыка о чем-то распорядился. Толпа расступилась, чтобы бабушка с внуком смогли подойти к архиерею. Не зная, что сказать, баба Поля, краснея от стыда, подвела Ваню ближе.

— Закхей, — владыка Максим обнял мальчика, — зачем ты туда забрался?

— Хотел увидеть царя… — смущенного ответил тот.

— Кого? — удивился владыка. — Царя?

— Да, бабушка сказала, что приедет царь…

Владыка Максим посмотрел на бабушку, от чего та смутилась еще больше.

— И как, видел царя? — он снова обнял мальчика.

Тот утвердительно кивнул.

— Вот хорошо. Значит, бабушка тебя не обманула. Дай Бог ей здоровья всегда водить тебя в храм Божий. А когда вырастешь, станешь большим, то не забывай сюда дорогу.

Он взял большую архиерейскую просфору, которую принесли из алтаря, благословил ею Ваню и подал:

— Это тебе от Царя Славы. Будь Им всегда благословен.

И крестный ход двинулся дальше.

Уже дома, когда бабушка успокоилась и рассказала домашним о происшедшем, Ваня решил расспросить ее:

— Почему «царь» назвал меня каким-то Закхеем? Кто он такой?

Бабушка устроилась в своем старом кресле и посадила рядом внука.

— Кто такой? Это удивительная история.

И стала неторопливо рассказывать:

— Рос тот Закхей таким же воспитанным верующим мальчиком, как и ты, как Павлик: слушал старших, прилежно молился, ничего не нарушал. Но когда вырос, то стал обманщиком, хитрецом, очень жадным человеком, страшным скупцом.

— Почему? — в недоумении спросил Ваня.

— Деньги его испортили. Деньги. Без них, вроде никак нельзя. Кто тебе даст без денег? Ничего не дадут: ни хлеба, ни молока, ни бензин в машину не нальют, ни билет на поезд не продадут… Куда ни зайди — везде заплатить нужно. Везде деньги нужны. Всем хочется их иметь, да побольше. Но вот не все могут устоять перед богатством, остаться хорошими, добрыми, не испортиться. Это как тяжелая болезнь, часто неизлечимая, от которой нет ни таблеток, ни уколов, ни пилюль. Есть только одно средство: глубокое покаяние. Об этом-то и рассказывает история Закхея. Он был маленького росточка, чуть больше тебя, но тоже, как ты, забрался на дерево, чтобы увидеть Царя — Господа нашего Иисуса Христа. Народу было много, огромная толпа, даже больше, чем сегодня в церкви. А Закхей совсем коротышка: куда ни подойдет, куда ни втиснется — везде его отталкивают, обзывают нехорошими словами. Ведь его все знали и очень не любили за нечестность, жадность. Что ему оставалось? Вот и вскарабкался на старую смоковницу, оттуда все видно как на ладони.

Бабушка вопросительно посмотрела на внука

— Как ты думаешь, зачем это ему было нужно?

Тот пожал плечами.

— Так зачем он забрался на дерево? — повторила она свой вопрос. — Сидел бы дома, пересчитывал бы свои барыши или просто смотрел бы из окна. А он все оставил и пошел.

Ваня снова недоуменно пожал плечами.

— А ты зачем полез туда?

— Ну, как… Хотел увидеть.

— Что увидеть?

— Царя, о котором ты говорила.

Бабушка Полина добродушно засмеялась, обняла внука и ласково поцеловала его в голову.

— Я спрошу тебя по-другому. Если бы ты ничего не слышал об этом царе ни от меня, ни от кого-то другого, то побежал бы посмотреть на него?

Мальчик удивленно посмотрел:

— Зачем? Я ведь никуда не бегу, если мне там не интересно.

— Вот и Закхею хотелось увидеть. Только ты хотел увидеть земного царя, а он — Царя Небесного, Бога.

— Это как? — Ваня снова не понял бабушку.

Та поправила очки и взяла с тумбочки Евангелие.

— Сейчас поймешь. История с Закхеем, о которой рассказывает эта святая книга, произошла в Иерихоне — одном из самых древних городов у подножья гор. Там спокон веков жили люди. Он был огражден высокой каменной стеной и крепкими воротами: от разных врагов и непрошеных гостей. В обычно же время у этих главных ворот толпились люди: торговцы, бродяги, нищие — всякий люд. Сидел там и Вартимей: несчастный слепой человек, он жил подаянием от тех, кто совал ему в руку кусок хлеба или мелкую монетку. Сидел он так много лет. Другой потерял бы всякую надежду прозреть, а Вартимей жил этой надеждой: он верил, что чудо обязательно произойдет, он станет зрячим. Не будь у него этой надежды — ничего бы и не случилось. Однажды он услышал неподалеку от себя шум. Это был не обычный городской шум, а какое-то особенное возбуждение толпы. «Что там такое?» — спросил он у людей. «Иисус Назорей идет», — ответили ему. Сердце подсказало ему, что пришел тот долгожданный день, и он громко закричал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!» Толпа тоже шумела, кричала, а он кричал еще громче, стараясь перекричать всех: «Помилуй меня, Иисус, Сын Давидов!» Другие на него шикали, одергивали, велели замолчать: дескать, сидел тут много лет — и сиди дальше, без тебя хватает, кому нужна помощь. А он кричит и кричит. Господь услышал его и велел привести. «Что ты от Меня хочешь?» — спросил он Вартимея. И тот сказал то, о чем мечтал, чего хотел всю жизнь: «Чтобы мне прозреть!» Не мешок денег, не крышу над головой, не наказать обидчиков, которые его всюду отталкивали и забирали последние гроши, а прозреть. И Иисус мгновенно исцелил его: «Иди, вера твоя спасла тебя».

Бабушка внимательно посмотрела на внука:

— Знаешь, что произошло после этого с Вартимеем?

Ваня засмеялся:

— Наверное, он начал плясать от радости, петь, побежал домой, чтобы обрадовать родных, рассказать обо всем.

— Нет. Он сразу пошел за Иисусом, увидев в Нем Бога.

Мальчик задумался над рассказом бабушки.

— А тот, который забрался на дерево? — спросил он.

— Закхей?

— Да. Он тоже был там и все это видел?

— Нет, очевидцем этого чуда Закхей не был, но стал о нем наслышан. И не только о нем, ведь Иисус ходил теми местами, многих исцелял, а за ним всюду шли толпы страждущих, больных, калек. Все были наслышаны невероятными чудесами, которые совершал Иисус и тайно, и явно. Но кто из них видел в Нем Бога, как Вартимей? Кто верил в Него верой Вартимея? Кто решался без раздумий идти за Ним, как это сделал Вартимей сразу после чудесного прозрения? Большинство смотрели на Иисуса как на искусного врача, на какого-то кудесника, другие же обвиняли Его в нарушении закона, называли обманщиком. И лишь немногие видели в Нем Истинного Бога. Среди них как раз и был Закхей.

— Он что, тоже чем-то болел?

— Да, милый мой, — бабушка Полина снова ласково обняла внука. — Он страдал очень тяжелым недугом. Но в отличие от слепого Вартимея Закхей был духовно слеп.

— Как это? — удивился мальчик.

— Иисус Христос был Богом, поэтому все чудеса, которые Он совершал, в том числе исцеления от разных болезней, телесных недугов, как с Вартимеем, должны были помочь людям прозреть, прежде всего, духовно, увидеть в Иисусе не просто чудесного врача, а Бога: Его всемогущество над любой телесной болезнью, Его милосердие к страждущим людям, Его любовь. Если этого прозрения в человеке не наступает, то он как был духовным слепцом — так им и остается. Помнишь, я рассказывала тебе историю о том, как Иисус исцелил десять прокаженных?

Мальчик согласно кивнул.

— Проказа тоже была страшной неисцелимой болезнью, поэтому прокаженных всюду сторонились, их не пускали в города, сами они жили далеко в стороне от поселений, чаще всего в пещерах, уединенно. И однажды эти несчастные повстречались на пустынной дороге Иисусу. Он сжалился над ними и исцелил — сразу всех десятерых. Увидев, что страшные язвы на их телах вдруг исчезли, они с радостью побежали в город, но лишь один из них вернулся назад, чтобы поблагодарить Иисуса, поклониться Ему как Богу. Вот это и есть духовное прозрение. Остальные же девять как были духовно слепы — так слепцами и остались, хотя по слову Иисуса выздоровели телесно.

— Теперь понятно, — Ваня с интересом слушал рассказ бабушки.

А та неспешно продолжала:

— Слава Богу, видя такие чудеса, милость Божию к несчастным людям, многие прозревали, потому что ничего подобного раньше не происходило. И после чудесного исцеления слепого Вартимея вся городская толпа прославила Бога. Так свидетельствует евангелист. Значит, прозрел не только Вартимей. И кто знает: возможно, среди очевидцев того необычайного события был Закхей — ведь он жил в том же Иерихоне и мог вполне оказаться там у городских ворот. Если его и не было, то ему наверняка кто-то подробно рассказал, ведь событие потрясло буквально всех, оно было чрезвычайным, невиданным и неслыханным. Оно взбудоражило весь Иерихон. Представь себе: несчастный слепец, который много лет сидел у ворот и просил милостыню, по слову Иисуса вдруг прозрел — без всяких больниц, без сложных хирургических операций. Раз! — и его глаза открылись. Вартимей сразу узнал Того, Кого давно видел своим сердцем, в Кого давно верил и Кого давно ждал. Он безошибочно узнал в своем исцелителе Бога и сразу пошел за Ним. Без сомнения, сердце Закхея уже до того, как он забрался на дерево, тоже познало Бога в Том, Кого так жаждал увидеть телесными очами.

Она посмотрела на внука: интересно ли ему? Тот увлеченно слушал.

— Я уже сказала, что Закхей был не простой мытарь, а один из их начальников. Все они состояли на службе, при должностях, собирали положенную дань с людей в пользу своего государства, но часть этих денег прикарманивали себе: там утаили, там обманули, там выманили, там кому-то дали взятку, а там, наоборот, сами взяли… Об этом все прекрасно знали, и за это мытарей очень не любили. Кто пустил бы такого человека вперед себя? Кто ему уступил бы дорогу?

— Никто, ясное дело, — согласился Ваня.

— А теперь постарайся понять вот еще что. Когда душа человека узнает Бога, видит Его, она не может не видеть себя. Бог — это зеркало нашей души: кристально чистое, без единого пятнышка! В таком зеркале душа видит себя только такой, какой она есть на самом деле, а не такой, какой хочет казаться другим или думает о себе. В этом зеркале — Христе — Закхей тоже увидел себя, а когда увидел, то уже не захотел оставаться прежним Закхеем.

— Как это? — снова не понял Ваня.

— Очень просто. Например, прибегаешь ты с улицы, весь чумазый, перепачканный, подходишь к большому зеркалу, что висит в коридоре, и…

Баба Поля вопросительно посмотрела на внука.

— Бегом в ванную умываться! — весело рассмеялся тот.

— Правильно! Грязнулей нехорошо ходить. Точно так же хочет быть чистой и наша душа. Чем больше на ней грязи — грехов, тем ей хуже. Увидеть же свою грязь она может только в Боге, ибо Он един без греха. И только Он может смыть с души ее грязь, убелить ее. Поэтому Закхей и побежал увидеть Того, Кто был безгрешным, чистым, святым — его, самого Закхея, зеркалом. Он вскарабкался на дерево и уже высматривал в огромной толпе Иисуса, как Тот первым увидел его и позвал: «Закхей, сойди скорее вниз, Мне надобно быть у тебя сегодня в доме!» Так бывает с каждым человеком, который принял твердое решение обратиться к Богу: Господь видит его раньше и Сам спешит навстречу.

— И он спрыгнул?

— Да. Он быстро сошел с дерева и с большой радостью принял Иисуса в своем богатом доме. Но даже не это удивило всех.

— А что же?

— То, что он перестал быть прежним Закхеем: обманщиком, воришкой чужих денег.

— Как это? — еще больше удивился мальчик.

— Он в присутствии всех пообещал Иисусу половину всего своего имения отдать нищим, а тем, кого он обманул, возвратить вчетверо больше.

— Как это?.. — уже прошептал Ваня.

Но бабушка не успела ему ответить. Прямо к ней в комнату, без всякого стука, вбежал взъерошенный соседский мальчишка:

— Ванька, идешь с нами играть в футбол?

— А где ваше «здравствуйте»? — с укоризной спросила его баба Поля.

— Ой, здрасьте! — опомнился тот.

Ваня посмотрел на бабушку: ему очень хотелось дослушать рассказ до конца, но и соблазн погонять мячик в старом парке тоже был велик.

— Иди, побегай, — не стала удерживать бабушка. — Потом расскажу. Вечерком…

Она сдержала обещание. Но этот разговор продолжился много лет спустя, когда ее внук вырос и стал самостоятельным юношей…

***

Замовити нову книжку можна безпосередньо у черкаського книговидавця:

+38 097 293 54 52, +38 067 434 07 07 Олег Гунько

Кількість переглядів: 21

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *